Буллинг в школе: как распознать, что вашего ребенка травят
Любой ребенок может попасть в ситуацию буллинга. Родители при этом могут даже не догадываться, что их ребенок стал жертвой агрессивного отношения со стороны сверстников. Как распознать, что вашего сына или дочь травят в школе? Как правильно поддержать своего ребенка и нужно ли взрослым вмешиваться в конфликт?
Буллинг или травля (англ. bullying – издевательство, производное от англ. bully – хулиган) – агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны остальных членов коллектива или его части.
Причиной для начала такого преследования может быть что угодно. Если ребенок единственный в классе слушает классическую музыку или любит читать, ему может быть сложно найти общий язык со сверстниками. И сверстники могут начать издеваться над ним, таким на них непохожим. А иногда причина может быть в том, что сам ребенок просто не умеет «поставить» себя в межличностных отношениях.
– Возможно, у ребенка просто не получается выстроить общение. Нужно попытаться разобраться, с чем это связано. Возможно, у него в принципе не развит навык общения. Такое часто бывает, если в семье общение сведено к минимуму, или наоборот – родители всегда слишком активно говорят, не давая другим вставить слово. Начинать развивать этот навык нужно в дружественной среде – с близкими родственниками, в кружках по интересам, – объясняет психолог Елена Трушина.
Родителям ребенка, который подвергся травле, стоит помнить, что это может случиться с каждой семьей. Здесь нет ничьей вины, особенно не виноват и сам ребенок. Однако в такой ситуации мамам и папам сложно справиться с сильными чувствами, они испытывают весь спектр эмоций: вина, гнев, беспомощность, бессилие, боль и даже стыд.
– Иногда вместо поддержки и сочувствия родители обрушиваются на ребенка с советами, обвинениями: «не будь тряпкой», «сам виноват», «надо было ответить». Такие разговоры не помогают школьнику справиться, – объясняет психолог Елена Трушина. – Если родители чувствуют, что не справляются с ситуацией (что, к слову, нормально), лучше спросить совета у близких или психолога, а не вываливать все эмоции на ребенка.
Доверительные, близкие отношения с родителями – единственная надежная защита, которая позволит ребенку вовремя поделиться своими переживаниями и рассказать о ситуации, чтобы взрослые смогли помочь. Но также важно, по мнению психолога, заручиться поддержкой учителя и решать проблему совместно с ним.
– Рассмотрим ситуацию: две девочки объявили третьей бойкот. Учитель может организовать встречу: приглашает инициаторов бойкота и еще нескольких ребят, занимающих нейтральную позицию. Объяснив детям, что чувствует девочка, он просит детей придумать два-три возможных решения, как уменьшить ее страдания, – объясняет Трушина.
Дети начинают чувствовать важность своей миссии и включаются в этот «проект». Раз в неделю все участники встречаются и рассказывают о своих успехах.
– Через 5-6 таких встреч ситуация, как правило, себя полностью исчерпывает, – утверждает психолог.
Способность человека защитить себя начинается с уважительного отношения в семье к потребностям ребенка. Важна и позиция родителей: они должны быть на стороне ребенка, готовы его поддержать и защитить. Если ребенок рассказывает, что его обидели, посочувствуйте ему, поддержите его уверенность в собственной ценности.
– Защитить себя – это не давать всегда сдачу. Порой это и способность избегать конфликтных ситуаций. Когда взрослый человек видит группу подвыпивших агрессивных людей, он не думает о том, что в случае чего даст сдачу, он обходит их стороной, – говорит психолог.
Если у ребенка происходят конфликты с учителем, обсудите со своим школьником приемлемую стратегию взаимодействия. Предложите учителю вместе обсудить проблему и пути решения, спросите о его мнении или попросите совета в данной ситуации.
– Избегайте обвинений в общении с учителем («Вы должны») и слишком общих высказываний («Вы всегда к нему придираетесь», «мой ребенок никогда не…»). Заранее продумайте нейтральные формулировки, похвалите преподавателя за вклад в обучение, даже если вам это дается непросто, – объясняет психолог Елена Трушина. – Можно сделать акцент на том, что методы преподавания учителя хорошие и опираются на многолетний опыт, но именно для вашего ребенка в силу определенных причин не подходят.