«Это мой счастливый билет»: ижевчанка вместе с цирком Никулина покорила Японию

18.09.2018 21:09

С самого раннего детства Светлана Дерябина занималась танцами: народные, эстрадные и даже пол-дэнс. Но в один момент ее привычный мир перевернулся: поступило предложение работать в главном цирке страны – Никулинском. Светлана освоила сложный цирковой жанр и теперь колесит по всему миру. И совсем недавно вернулась с очередных гастролей из Японии. Как ижевчанка, которая никогда ранее не выступала в цирке, попала к «никулинцам» и как реагирует ее муж и маленький ребенок на долгие разъезды?

Московский цирк Никулина на Цветном бульваре – один из старейших стационарных цирков в России. Расположен в Москве, на Цветном бульваре, вместимость – 2000 человек. Генеральный директор и художественный руководитель – Максим Никулин, сын Юрия Никулина.

– Вспомни день, когда тебе сказали: «Все, Света, теперь ты будешь работать в цирке». Опиши свои ощущения в тот момент.

– Еще в детстве в составе хореографического ансамбля я выступала в ижевском цирке. И тогда мне казалось это безумно ответственным делом. Поэтому несложно представить, каково было мое восхищение, когда меня позвали поработать с цирком Никулина на серьезных гастролях в Японии. Как говорится, просто сошлись все карты. Мы семьей дружим с представителями Никулинского цирка еще со времен моей работы в Государственном ансамбле народной песни и пляски «Танок». Они часто бывают на наших концертах и видели меня «в деле». Поэтому пригласили на гастроли в качестве артистки балета. В этот момент я почувствовала и восторг, и страх, и недоумение. Но поняла, что это мой счастливый билет.

– Твоя цирковая жизнь началась с Японии? Отличается ли там публика от российской?

– Я называю Японию другой планетой. Там нет своих цирков вообще, мы работаем в больших спортивных и концертных залах. Устанавливаем свой манеж, и любая площадка превращается в самый настоящий волшебный русский цирк. Цирк Никулина сотрудничает с Японией с 1958 года, этот год – юбилейный. Здесь отличные условия для жизни и работы. Безумно ответственные и вежливые японцы помогут всегда, даже если не поняли ничего. Сумасшедшая еда, сервис, вещи, продуманные до мелочей. Здесь хочется наслаждаться жизнью и дышать полной грудью. Что касается японских зрителей, то это просто лучшие зрители. Они очень отличаются от нас. Взрослые люди такие же искренние в проявлении своих эмоций, как и дети. Они не стесняются крикнуть, залиться смехом. Каждый машет руками в конце каждого представления в надежде, что кто-нибудь из артистов помашет именно ему. Это безумно приятно. Для таких людей хочется работать!

– Всю жизнь ты занималась танцами и спортом, а теперь тебе предстояло работать с лошадьми. Сложно было перестроиться?

– Я пробовала себя в колесе Сира (большой обруч, в котором артист совершает гимнастические элементы, работая с балансом. – Прим. ред.), занималась силовыми упражнениями с ребятами из воздушного полета. Я использовала любую возможность. И неожиданно для себя пришла в джигитовку. Мной завладело желание мчаться на коне, получать адреналин каждый раз, когда ты делаешь трюк, кричать и заводить зрителей. Цирковая джигитовка считается очень сложным жанром. Поэтому чаще всего в нем работают мужчины. Тебе нужно уметь управлять лошадью и, конечно же, собой. Здесь нужно держаться в седле так, как будто под тобой коня нет вообще. Мы должны быть единым целым, как кентавр в мифологии. Есть очень красивые переносы ног, шпагаты на седле и шее лошади, обрыв на стремени, когда твои руки касаются манежа и многое другое. Все это очень опасно. Но от этого сносит голову, в хорошем смысле этого слова.

– Лошади оказались послушными животными?

– Я влюблена в лошадей еще с детства, знала, как ездить на рыси, что такое галоп и «с чем его едят». Но этого оказалось слишком мало. Лично мне помогли физическая сила (руки, пресс, ноги) и хореография. Потому что при выполнении трюка знающий человек тянет колени, носки, все тело как струна. И в этом я была человеком знающим. Добавляем азарт, умение ездить на лошади, чувство коня. Последнее – самое сложное. Годы, и никак иначе. Я репетировала буквально 2 недели до окончания гастролей, и меня выпустили на свой первый заезд. После этого я стала работать в этом номере. Мы проводим с лошадьми много времени. Иначе никак, мы зависим них. У лошадей отличная память, и стоит один раз дать слабину и позволить коню поступить так, как хочет он, а не ты, это плохо отразится на твоей работе.

– Есть ли у вас какие-нибудь специальные ритуалы перед тем, как выйти на манеж?

– Я никогда не выйду на манеж, не перекрестившись и не сказав добрые слова своему коню. Перед общим выездом в нашем номере мы зажигаем себя и друг друга возгласами и криками. Мы – одна команда, мы создаем настроение внутри. Это очень важно! Потому что каждое представление для нас – это испытание. Может случиться хоть что, никто от этого не застрахован. На то это и цирк.

– Зрители видят то, что происходит на сцене. Но всегда интересно заглянуть за кулисы. Расскажешь, что там происходит?

– Закулисье цирка на самом деле интересная вещь. Недаром в больших московских цирках начали проводить экскурсии. За кулисами всегда есть что поесть (смеется). Печенье – для лошадей, виноград или рыба – для медведя, мясо – для собачек. И мы этим порой сами перекусываем. А вообще всегда приятно видеть, насколько собраны артисты. Как они волнуются и переживают. Как мы говорим: если волнуешься, значит, хочешь сделать как можно лучше. Мне кажется, люди в цирке хотят получать наслаждение от осознания безграничных возможностей человека. Им интересен адреналин, многие просто обожают опасные номера, я в том числе. Это заставляет понервничать, а после искренне порадоваться за артистов.

– Любила ли ты в детстве цирк? Как ты к нему относишься сейчас?

– Сейчас я люблю цирк еще больше, чем до работы в нем. Я рада за цирковых животных, честно. Они умыты, причесаны, накормлены чуть ли не лучше, чем мы. И я люблю атмосферу закулисья. Ее не передать словами. Общая тревога, работа, запах попкорна, счастливый смех детей и восторг родителей. Цепляет.

– Как реагирует семья на твою цирковую жизнь? Муж, маленький ребенок?

– Мы стараемся ездить на гастроли вместе всегда, когда это возможно. Цирк и постоянная занятость очень дисциплинируют ребенка. Цирковые дети чуть раньше становятся взрослыми. Например, мой сын выступал в Грузии в репризе с клоуном. Получил свои первые деньги в 4 года, а я вот только в 12. Но здесь есть две стороны медали. Например, в Японию я их взять с собой не могу. Но главное – это понимание. Когда твой родной человек позволяет тебе заниматься любимым делом, это дорогого стоит!

Светлана Дерябина, 25 лет

Источник

Вверх