Гримасы ценообразования: как считать услуги дилеров?

Гримасы ценообразования: как считать услуги дилеров?

Весьма парадоксальным и вызвавшим массу вопросов и реплик было выступление руководителя рабочей группы при Минстрое России по определению сметной стоимости материальных ресурсов, генерального директора аудиторской компании Ольги Гаращенко. Темой своего выступления она взяла один из узких моментов ФГИС ЦС – учет цены материалов от производителя, с полным игнорированием работы на этом рынке посредников, в том числе, торговых домов и официальных дилеров.

В самом начале своего выступления Ольга Гаращенко рассказала, как хорошо сейчас налажена работа профсообщества с Минстроем России в части формирования ФГИС ЦС. И если раньше профсообщество не слышали, то теперь при Минстрое сформированы рабочие группы по различным направлениям, а замминистра Хамит Мавлияров клятвенно заверил всех, что не подпишет ни один документ, если профсообщество не будет этими документами довольно. Так что продуктивная работа уже идет более полугода, но при этом и Минстрой, и правительство России категорически не хотят менять свою позицию относительно посредников: их во ФГИС ЦС быть не должно! Слишком большие накрутки по факту от цены производителя делаются благодаря целым цепочкам посредников, и стройматериалы сейчас закупаются по явно завышенной стоимости. При этом об горячую руку попали и торговые дома производителей, и компании – официальные дилеры. Однако далеко не всегда завод, скажем, по производству сухих смесей, готов самостоятельно торговать своей продукцией, поэтому нужно придумать, как же внести во ФГИС ЦС цену от производителя, но с учетом услуг дилеров и торговых домов.

Как рассказала Ольга Гаращенко, члены рабочей группы устроили мозговой штурм и решили предложить следующую схему: производитель вносит во ФГИС ЦС свою отпускную цену, в которой уже заложено вознаграждение дилеру за продажу его продукции. При этом дилер не имеет права повышать цену на эту продукцию, т.е. в этой части у него прибыли быть не должно, а исключительно вознаграждение за услуги. По словам О.Гаращенко, они все просчитали и могут сказать, что с точки зрения бухгалтерии и аудиторского учета все можно оформить без особых проблем, нужно только перезаключить договоры и дилерами и торговыми домами, записав в них новую схему вознаграждения.

Нужно сказать, что участники круглого стола были весьма озадачены такой постановкой вопроса и таким предложением. Получается, что с одного и того же завода часть продукции, которая идет на объекты госзаказа и цена на нее вносится во ФГИС ЦС, будет отпускаться с учетом вознаграждения дилеров, а другая часть продукции – по цене безо всяких вознаграждений. Как можно вести такую двойную бухгалтерию? А уж если рассматривать ситуацию до конца, то в строительной компании, которая, как правило, строит и коммерческие объекты, и объекты госзаказа, на складе в одном углу должны лежать стройматериалы, купленные для объектов госзаказа по одной цене, а в другом углу – по свободной цене. И опять же, все это должно быть отражено в бухгалтерии, а потом в сопровождающих стройку документах и актах.

Можно откровенно сказать, что никто этим заниматься не будет. Так что предложение рабочей группы пока можно рассматривать исключительно как умозрительные построения. Хотя, конечно же, вопрос о нереальности работы ФГИС ЦС исключительно с ценой производителя необходимо поднимать и решать.

Отвечая на вопросы, Ольга Гаращенко еще раз подчеркнула, что это предложение членов рабочей группы по выходу из ситуации, когда правительство не признает услуг посредников при продаже стройматериалов на объекты госзаказа. Сейчас пока во ФГИС ЦС производители вносят отпускные цены завода, но поскольку внедрение системы вместе с ресурсным методом перенесено на 2019 год, предметно сказать, как будет формироваться цена на материалы, пока невозможно.

Источник