Калужская область – территория развития и успеха

Калужская область – территория развития и успеха

Калужская область - один из самых экономически развитых субъектов РФ, который занимает лидирующие позиции в России по темпам роста промышленности и реальных доходов населения, объемам инвестиций на душу населения и уровню ежегодно внедряемых в производство передовых технологий. Через территорию области проходят важнейшие международные автомобильные и железнодорожные магистрали, а свои проекты здесь реализуют крупнейшие мировые концерны. О развитии строительного комплекса, знаковых объектах и планах на будущее в нашем интервью с губернатором Калужской области Анатолием Артамоновым:

- Анатолий Дмитриевич, расскажите, какое место в экономике региона занимает строительная отрасль и строительная индустрия?

- Несомненно, строительный комплекс занимает одну из ведущих позиций в экономическом потенциале области, способствуя решению социальных вопросов, развитию экономики и обеспечивая воспроизводство основных фондов.

Объем строительных работ и услуг за 7 мес. текущего года составил 24 млрд 327 млн руб.

Значительных темпов мы добились в жилищном строительстве в прошлом году: построили 11 456 квартир общей площадью 864,1 тыс. кв. м На собственные и заемные средства населения построено 3273 жилых дома общей площадью 421,4 тыс. кв. м . Новое жилье в 2017 г. было введено во всех муниципальных районах и городских округах области. 97% построено за счет средств организаций, предприятий, индивидуальных застройщиков, долевого участия организаций и населения. При финансовой поддержке из федерального бюджета, бюджетов российских субъектов и местных бюджетов введено 25,8 тыс. кв. м общей площади жилья.

Естественно, массовое жилищное строительство требует развития стройиндустрии и производства строительных материалов, применения новых технологий, поддержки свободной конкуренции между частными коммерческими и некоммерческими застройщиками.

- Какие строительные материалы у вас производятся?

- У нас выпускают железобетонные конструкции, стеновые материалы, быстровозводимые панельно-каркасные дома, санитарные керамические изделия, нерудные материалы и другую продукцию. Основные рынки сбыта строительных материалов сосредоточены в России, доля экспорта – менее 5%.

Одно из ключевых направлений развития промышленности строительных материалов – производство цемента. Борщевское комплексное месторождение в Ферзиковском районе снабжает высококачественными известняками и глинами завод «Лафарж Цемент». В 2011 г. компания завершила разведку карбонатных и глинистых пород месторождения, были утверждены запасы сырья для производства цемента. Компания «Мастер-Ресурс» в 2010 г. получила лицензию на геологическое изучение и разведку строительных известняков на базе Маклаковского месторождения в Думиничском районе, чтобы их переоценить в карбонатное сырье для цементной промышленности. Запасы сырья составляют 42,5 млн куб. м.

Компания «АйСиЭм Гласс Калуга» производит пеностекольный щебень, который используется в дорожном строительстве. Этот материал включен Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы в Перечень приоритетных продуктов и технологий, используемых в отраслях городского хозяйства.

- Расскажите о знаковых построенных объектах и планах на ближайшую перспективу.

- В прошлом году мы завершили реконструкцию автодороги «Правый берег - Шопино» протяженностью 2,7 км – главной транспортной артерии быстро растущего района областной столицы – Правого берега. В этом же районе сдан в эксплуатацию детский сад в мкрн. «Кошелев-проект» на 350 мест, завершено строительство детского сада на 280 мест и школы на 1000 мест в миниполисе «Веснушки». Реконструирована магистральная автодорога в мкрн. «Заовражье» в Обнинске протяженностью 1,2 км.

В этом году мы направили заявки в Министерство строительства России на строительство третьего этапа автодороги «Правый берег – Шопино», кольцевой развязки в Калуге и улицы в жилой застройке Обнинска.

В марте 2017 г. в Калуге начал работать Инновационный культурный центр. На его внешней территории организованы спортивная зона, зона для отдыха и общения, детская площадка, амфитеатр для проведения массовых мероприятий, зона арт-объектов, элементов ландшафтного дизайна.

К Чемпионату мира по футболу FIFA–2018 в Калуге построены две тренировочные площадки «Спутник» и «Орбита» – с натуральным покрытием, трибунами на 500 человек и планируемым увеличением до 7-8 тыс., оборудованы системой полива и обогрева («Спутник»).

В рамках программы «Развитие физической культуры и спорта в Калужской области» планируется строительство физкультурно-оздоровительного комплекса открытого типа в с. Щелканово Юхновского района, физкультурно-оздоровительного комплекса с бассейном в Козельске, спортивного центра с универсальным игровым залом в Мосальске. В этом году будет открыт физкультурно-оздоровительный комплекс открытого типа в Сухиничах.

На месте старого стадиона «Центральный» в областной столице началось строительство Дворца спорта – проект входит в Федеральную инвестиционную программу и предусматривает 2991,6 млн руб. бюджетных ассигнований. Окончание строительства в 2020 г.

В ближайшее время планируется строительство инновационного кампуса Калужского филиала Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, куда войдут учебные корпуса, общежития, объекты социальной, спортивной и культурной инфраструктуры, парковая зона. Сроки строительства – 2019-2021 гг.

- Как обстоит дело со строительством жилья в муниципальных районах, особенно в дотационных?

- Жилье строится во всех муниципалитетах области, на территории так называемых «дотационных» - преимущественно индивидуальное. В 2017 г. в 12 муниципальных районах все введенное жилье построено только за счет средств населения. Если в Боровском, Дзержинском, Жиздринском, Жуковском, Ферзиковском районах доля индивидуальных жилых домов составила от 79,3% до 98,6%, то в Калуге – 29,1%, в наукограде Обнинске – 6,8% от общего объема жилищного строительства.

В среднем по области ввод жилья индивидуальными застройщиками на тысячу человек населения составил 434,3 кв. м. В Тарусском и Боровском районах – 1860 кв. м и 1591 кв. м, в Жуковском, Малоярославецком, Ферзиковском районах – от 1052 кв. м до 795 кв. м. Ниже среднего – в Бабынинском, Барятинском, Жиздринском, Мещовском, Мосальском, Юхновском районах – от 387 кв. м до 273 кв. м. В шести районах показатель еще ниже. Все зависит от спроса и уровня развития экономики.

В целом, в 2017 г. темп строительства индивидуальных домов в городской местности составил 107% к уровню 2016 г., в сельской местности – 133,6%.

- Как в области решается вопрос с аварийным жильем, в том числе вдали от областного центра?

- В рамках региональной программы из 3,54 тыс. жилых аварийных помещений площадью 130,63 тыс. кв. м переселено 8,37 тыс. человек. На реализацию ее 4 этапов были предусмотрены 5514,08 млн руб., из них 2647,67 млн руб. Фонда содействия реформированию ЖКХ, 2530 млн руб. – из областного бюджета, 336,41 млн руб. – бюджетов муниципальных образований.

При реализации пятого этапа программы до октября 2018 г. в Калуге планируется переселить 169 человек из 57 аварийных жилых помещений площадью 2,67 тыс. кв. м., для чего предусмотрено 137,46 млн руб. Из них 55,95 млн руб. Фонда содействия реформированию ЖКХ, 60,44 млн руб. – областного бюджета, 21,07 млн руб. – бюджетов муниципальных образований.

Министерство строительства и ЖКХ Калужской области уже формирует и актуализирует реестр аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 г. Сегодня в нем содержатся сведения о 263 многоквартирных домах общей площадью 102,65 тыс. кв. м.

- Каково состояние дорог в регионе, и какие новые проекты и технологии здесь внедряются?

- Общая протяженность автомобильных дорог в области – 16 118 км, из них с твердым покрытием – 9610 км, т.е. 59,6%. По плотности дорог наш регион входит в первую пятерку в Центральном федеральном округе.

Сейчас у нас половина автодорог отвечает нормативным требованиям. Во многом благодаря федеральной поддержке за последние 3 года отремонтировано 480 км региональных и местных дорог и более 390 погонных метров искусственных дорожных сооружений. Построено и реконструировано более 62 км дорог регионального, межмуниципального и местного значения. Завершен первый этап реконструкции федеральной автомагистрали М-3 «Украина» – почти 50 км приведено в соответствие с современными международными требованиями, сданы новый мост через р. Угра и первый в России экодук.

В индустриальном парке «Ворсино» введен в эксплуатацию путепровод через железную дорогу на трассе «Москва-Киев» - ЕЛИП. Реконструирована автодорога, ставшая фактически обходом Боровска - одного из значимых историко-культурных и духовных центров области. Ввод этих объектов позволяет более эффективно осваивать территорию особой экономической зоны «Калуга».

Значительные ресурсы направлены на строительство Южного обхода Калуги с третьим мостом через р. Оку, который мы планируем ввести в эксплуатацию в этом году. Объект входит в перечень особо важных для социально-экономического развития России проектов. Эта дорога протяженностью 21 км соединит имеющиеся вокруг города магистрали в единое транспортное кольцо. В результате значительно улучшится дорожная инфраструктура областного центра, более 7 млн т грузоперевозок будут выведены за пределы города. В наших планах и строительство Северного обхода. На данный момент ведутся проектные работы. В результате вокруг Калуги образуется кольцевая дорога, которая полностью выведет транзитный транспорт за пределы города, обеспечит связь промышленных и жилых зон, городских окраин и пригорода.

Но решение этих глобальных задач невозможно осуществлять старыми методами. Необходимо строить качественные дороги с длительным безремонтным сроком эксплуатации. Мы постепенно уходим от устаревших материалов, применяем больше инновационных технологий. Это позволяет значительно сокращать затраты и одновременно повышает эффективность и качество дорог.

В настоящее время в Обнинске и Балабаново ведутся работы с применением новых технологических решений по проектированию строительства двух тоннелей под действующей железной дорогой без прекращения движения поездов методом продавливания с устройством защитных экранов.

При строительстве и ремонте автодорог мы применяем теплые асфальтобетонные смеси, стала возможной укладка при низких температурах окружающего воздуха, увеличивается длительность транспортировки, снижаются затраты на энергоресурсы. Хорошо себя зарекомендовали технологии холодной регенерации, струйно-инъекционного метода, применение геосинтетических материалов, литых асфальтобетонных смесей, мульчеры для очистки от кустарников и мелколесья.

Для обеспечения безопасности дорожного движения применяются дорожные знаки с флуоресцентной светоотражающей пленкой, добавки со светоотражающими элементами для дорожной разметки, автономные импульсные индикаторы на пешеходных переходах. На объектах освещения применяется энергосберегающая аппаратура для регулирования светового потока в зависимости от естественной освещенности.

- Есть ли на территории региона отели и другие средства размещения, отвечающие международным требованиям? Какие здесь построены туристические объекты?

- Мы всегда рады гостям! В Калужской области 175 гостиниц, отелей и турбаз, которые готовы принять туристов в номерах различной категории комфортности.

25 гостиниц и других объектов размещения уже прошли классификацию на звездность и отвечают всем международным требованиям: 1 отель «5 звезд», 7 отелей «4 звезды» 8 отелей «3 зве, 3 базы отдыха «3 звезды», 1 отель «2 звезды» и 5 мест размещения «без звезд»

У нас есть крупные туристические объекты, которые работают не первый год и прекрасно себя зарекомендовали. Это культурно-образовательный туристский центр «ЭТНОМИР», парк птиц «Воробьи», арт-парк Никола-Ленивец, Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, ансамбль Гостиного двора 1784 г. в Калуге, диорама «Великое стояние на Угре», а из новых – МУзей МУсора «МУ-МУ» и визит-центр Калужской области, которые с каждым днем становятся все более популярными.

Культурно-образовательный туристский центр «ЭТНОМИР» самый большой этнографический парк-музей России, красочная интерактивная модель реального мира, где на площади 140 га представлены архитектура, национальная кухня, ремесла, традиции и быт практически всех стран. Каждой стране отведен своеобразный «культурный заповедник» - этнодвор. Это уникальный проект для России и мира по концепции и масштабу. Завершенный вид проект примет в 2020 г., но уже сегодня на территории «ЭТНОМИРа» 14 музеев, 6 этнодворов, 120 скульптурных композиций и памятников, 9 этноотелей и хостел на 700 гостей, 12 национальных кафе и ресторанов, 16 площадок для проведения деловых мероприятий, различные развлекательные и оздоровительные объекты.

По версии журнала «Отдых в России», наш Парк птиц «Воробьи» входит в десятку лучших зоопарков и океанариумов страны. В основной коллекции парка, территория которого 24 га, содержится более 200 видов пернатых из всех уголков мира. Здесь работает гостиница «Иволга», состоящая из 7 деревянных домиков, построенных по экологическим канадским технологиям. Кроме того, в 3 км от Парка птиц на живописном берегу озера работает гостиница «Иволга2».

Художественный МУзей МУсора «МУ-МУ» новая достопримечательность Калужской области, проект московской арт-группы «BURO». Экспозиция музея рассказывает о проблемах экологии и необходимости разумного потребления. Здесь показано, что можно создать из мусора и, казалось бы, ненужных вещей. Для усиления эмоционального эффекта в экспозицию музея введены аттракционы для всех возрастов

Одни из базовых элементов в продвижении туристического потенциала любого региона – это туристско-информационные центры.

Визит-центр Калужской области состоит из двух частей: визит-центра Национального парка «Угра» и туристско-информационного центра «Калужский край». Первая часть знакомит с природным и экологическим потенциалом региона, вторая с культурно-туристическими объектами, крупными событийными мероприятиями, музеями, монастырями. Кроме того, здесь калужане и гости города смогут приобрести билеты из Международного аэропорта «Калуга», сувенирную и полиграфическую продукцию.

- Спасибо вам за познавательную беседу!

Эвелина ЛАРСОН

Этот материал опубликован в сентябрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

Источник

Вверх