МЕТРО ДО КАЗАНИ

МЕТРО ДО КАЗАНИ

Межрегиональным метро в мире называют поезда, передвигающиеся со скоростью 400 км в час. Как и настоящее метро, они считаются транспортом для всех. Благодаря им люди имеют возможность ездить каждый день на работу за сотни километров от дома. В последние годы растут и высокоскоростные грузовые перевозки.

На пороге больших перемен

У нас самым быстрым поездом остается «Сапсан». На пути от Санкт-Петербурга до Москвы он достигает скорости 200 – 220 км в час. Существующее в России железнодорожное полотно большей нагрузки не выдерживает, надо строить новое.

В настоящее время в России разработана программа развития высокоскоростного движения. Она предусматривает строительство 4000 км новых дорог и реконструкцию 7000 км действующих в разных частях страны.

Более всего на слуху глобальный проект «Евразия», реализация которого позволит соединить высокоскоростной железной дорогой Западную Европу и Китай. Рассматриваются разные схемы прохождения поездов по территории России. Согласно одному варианту ВСМ пойдет от Челябинска в Казахстан, а затем в Китай. Другая версия – от Челябинска магистраль повернет в Сибирь, а в Китай – уже после Читы. В ОАО «Высокоскоростные магистрали», выражаясь дипломатическим языком, не подтвердили и не опровергли ни один из этих вариантов. Для россиян, конечно, была бы предпочтительнее дорога в Сибири. Но сейчас достоверно известно одно: на 2023 год намечен ввод в эксплуатацию пилотного участка ВСМ – «Москва – Казань». И мы стоим на пороге самой масштабной стройки последних лет. В строительство будут вовлечены Москва, Подмосковье, Владимирская и Нижегородская области, Чувашия и Татарстан.

Прообраз новых городов

Строительство ВСМ – это крупный градостроительный проект, считают многие специалисты. «Все мы знаем, что инфраструктурные стройки являются катализатором прилегающих территорий», – говорит Евгений Попов, руководитель департамента стратегии и продаж компании Cushman&Wakefield. Линия «Москва – Казань» – не исключение. Как и на всякой магистрали, там будут остановочные пункты. Они выбраны очень продуманно. К ним тяготеет большое количество малых и средних поселений, расположенных на расстоянии 3 – 5 км. Компания Cushman&Wakefield разрабатывает концепцию развития этих территорий.

Территории очень разные. К примеру, в Нижегородской области есть промышленный город Дзержинск и деревушка Нива. Согласно концепции, Дзержинску предложено построить индустриальный парк. Деревню Нива посчитали самым подходящим местом для проведения различных фестивалей – здесь шумное мероприятие никому не помешает.

Концепция развития подготовлена для каждого остановочного пункта. В компании считают, что администрациям регионов надо определяться с будущим своих территорий уже сейчас, искать инвесторов, привлекать бизнес. По словам Евгения Попова, в прошлом году он рассказывал о перспективах вести бизнес в окрестностях ВСМ участникам Транспортной недели. И среди них нашлись инвесторы, готовые голосовать рублем даже на уровне идеи!

– Высокоскоростное сообщение радикально изменит образ жизни людей, – говорит Владимир Косой, президент Центра экономики инфраструктуры. - Скажем, житель Владимира сможет ездить на работу хоть в Москву, хоть в Нижний Новгород. До Москвы время в пути составит чуть больше 50 минут, до Нижнего чуть больше часа. ОАО «РЖД» цену билетов сделает доступной, иначе теряется смысл всей затеи.

Экономика современной России сосредоточена в основном в крупных агломерациях, что не очень хорошо для страны с необъятными просторами. Причем более 25% всего регионального валового продукта сконцентрировали Москва и Санкт-Петербург. Появление городов вдоль новых магистралей немного оттянет население от мегаполисов. Не исключено, через какое-то время те же остановочные пункты Нижегородской области сольются в один 500-тысячный город.

Вполне вероятно, лет через 10-15 карта городов России будет отличаться от нынешней.

Урал не хочет отставать

По расчетам, дополнительные доходы бюджета от эксплуатации дороги «Москва – Казань» за первые 10 лет эксплуатации превышают 13 трлн руб. А создание рабочих мест превышает 370 тыс. чел., причем это в 20 отраслях экономики страны. Дополнительный доход регионов измеряется триллионами рублей.

Региональные министры спорят, у кого из них должно начаться строительство в первую очередь. Но выигрывают регионы, которые проявляют инициативу.

От Казани ВСМ пойдет на Урал. В марте текущего года Правительство РФ дополнило ее участком «Челябинск – Екатеринбург». Сделано это было по инициативе компании «Уральская скоростная магистраль».

Между крупнейшими уральскими центрами – Челябинском и Екатеринбургом всего 200 км. Это единственные города России с населением более миллиона человек, расположенные столь близко друг от друга. А железная дорога когда-то была проложена таким образом, что добраться из одного города в другой можно только поездом дальнего следования часов за пять. Большинство жителей пользуются автомобилями и автобусами. С учётом пробок путь занимает 3-4 часа.

– В 2016 году была создана специальная проектная компания - хозяйственное партнерство «Уральская скоростная магистраль», – рассказывает заместитель губернатора Челябинской области Руслан Гаттаров. – Сюда вошли правительства Свердловской и Челябинской областей, компания «РВМ-капитал», Русская медная компания и Челябинский трубопрокатный завод. Складочный капитал партнёрства был использован для разработки проекта обоснования инвестиций в новую железную дорогу.

На проектирование самой магистрали и ее строительство на Урале рассчитывают получить грант Правительства РФ в размере 50% сметной стоимости объекта. Вторую половину собираются покрыть за счет привлечённого финансирования силами «Уральской скоростной магистрали». Проектирование планируется осуществить в 2019 – 2020 годах, строительство – в 2021 – 2024. То есть участок «Челябинск – Екатеринбург» может быть принят в эксплуатацию одновременно с пилотным участком «Москва – Казань» или даже чуть раньше.

– Время в пути высокоскоростного поезда от центра одного города до центра другого составит 1 час 10 мин., – продолжает Руслан Гаттаров. – Можно ездить по делам – как внутри одного города. Кроме того, на магистрали предусмотрены станции Снежинск в Челябинской области и Сысерть в Свердловской. Они будут развиваться как промышленные центры.

По словам Владимира Косого, Свердловская и Челябинская области уже сейчас формируют 6% регионального валового продукта страны. Связав их высокоскоростной магистралью, можно создать де-факто центр, который сможет конкурировать по экономическому потенциалу с Санкт-Петербургом.

Когда же будет введена вся магистраль от Москвы, а в будущем – международный коридор ВСМ «Евразия» между Европой и Китаем, эффективность участка «Челябинск – Екатеринбург» существенно повысится. Он будет действовать и как часть международного коридора, и как общероссийская трасса, и как местное железнодорожное сообщение.

Конкуренция будут жесткой

В настоящее время заканчивается проектирование участка «Москва – Казань». Отработанные на нем проектные решения будут затем использованы для всей магистрали «Евразия», других ВСМ. Дорога впервые строится в климатических условиях России, где перепад годовых температур иногда достигает 100 градусов.

К особенностям проектирования можно отнести экологические требования. Никогда они не были столь жесткими, говорят специалисты. Зато надежно защищают зеленые насаждения и фауну. В результате для зверей предусмотрено 90 переходов через магистраль. В лесном массиве, где обитает выхухоль особо ценной породы, чтобы ей не навредить, поезд пойдет по эстакаде. Хотя это сделало проект дороже.

Проектирование ведется российско-китайским консорциумом. С китайской стороны участвует ведущий проектный институт. Консультируют французские и немецкие специалисты. Технологический и ценовой аудит делает полмира, включая «Дойче банк». Проект можно смело назвать международным.

В мире идет интенсивное развитие высокоскоростных дорог. В этой гонке участвуют все высокотехнологичные страны. Лидером является Китай, где уже построено 25000 км ВСМ. Месяц назад он объявил об успешном испытании поезда, двигающегося со скоростью 420 км в час. Ну как не воспользоваться таким опытом?

Тесное сотрудничество с Китаем породило слухи, что он построит и саму дорогу.

«Это глубокое заблуждение, - говорит первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Александр Мишарин. - Какие-то инженерные решения у китайских коллег мы возьмем, но строить за нас никто ничего не будет».

Сметную стоимость проекта широкой общественности обещают озвучить по результатам проверки Главгосэкспертизы. К примеру, стоимость участка «Владимир – Нижний Новгород» составила 357 млрд руб. Неизвестно пока, в каком объеме готово профинансировать стройку Правительство.

Строителям предстоит монтаж эстакад – они занимают 20% всей трассы, сооружение пяти внеклассных мостов через реки и новой контактной сети. Безбаластный путь магистрали, говорят, сам по себе потребует модернизации стройиндустрии.

Но трудности никого не пугают. Когда будет объявлен тендер на привлечение генерального подрядчика, соберется множество желающих из разных стран, уверен Александр Мишарин. Так что конкуренция ожидается жесткая.

Елена Бабак

Этот материал опубликован в майском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

Источник

Вверх