Новый ГОСТ на металлочерепицу защитит интересы кровельщиков и заказчиков

Новый ГОСТ на металлочерепицу защитит интересы кровельщиков и заказчиков

Документ призван решить проблему засилья на рынке некачественной продукции, защитить интересы кровельщиков и заказчиков.

Тенденция к ухудшению качества металлочерепицы наметилась с 2008 г. Тренд роста продаж тонколистового металла толщиной менее 0,5 мм, с пониженной толщиной защитного цинкового покрытия был устойчивым (см. рис. 1). Большой проблемой стало отсутствие указаний на технические характеристики продукции: проверить толщину стали, защитного металлизированного и лакокрасочного покрытий можно только в лабораторных условиях. Некоторые производители стали маркировать свою продукцию (например, компания «Руукки»), указывая на листе технические характеристики, однако это явление не стало массовым.

Рисунок 1. Толщина стали с покрытием, применяемая для производства по данным компании «Металл Профиль» (по состоянию на начало 2017 г.).

Профессиональное сообщество производителей выражало обеспокоенность на протяжении нескольких лет на ежегодных конференциях «Оцинкованный и окрашенный прокат», пока профессиональное сообщество кровельщиков не решило, что настала пора вводить на рынке правила игры.

Ключевые положения ГОСР Р:
- Введение минимально допустимой толщины стального проката, применяемого для изготовления металлочерепицы - не менее 0,5 мм с учетом металлического защитного покрытия и без учета полимерного покрытия. При этом предельные отклонения по толщине стального проката должны соответствовать предельным отклонениям по толщине заготовки высокой точности прокатки (±0,04 мм). Говоря простым языком, нельзя «залить фольгу» полимером и выдать совокупную толщину за толщину стали.

Это положение ГОСТа вызвало наиболее жаркие споры на этапе его подготовки. Были попытки доказать, что применение металлочерепицы «можно, если осторожно» и что это не угрожает безопасности зданий и сооружений.

Тем не менее специалистами ЦНИИСК им. Мельниковабыло отмечено, что в случае использования стального проката с толщиной металла менее 0,5 мм:

• Возрастает лист смятия листа при монтаже и эксплуатации;
• При смятии листов нарушается плотность стыков, т.е. нарущается гидроизоляция кровли;
• Из-за нарушенной гидроизоляции происходит замачивание нижележащих деревянных несущих конструкций, что приводит к их разрушению;
• Не обеспечивается необходимая надёжность крепления листов металлочерепицы при восприятии ветровых нагрузок (возможны срывы листов и травмирование людей при их падении).

Как отмечено в официальном письме Союза кровельщиков Калининграда, «опыт монтажа показывает, что даже при исключительно аккуратном монтаже на металлочерепице толщиной менее 0,5 мм могут оставаться видимые остаточные деформации, а сама крыша, сделанная из тонкого металла, не прослужит длительный срок, вмятины на ней будут оставаться даже от незначительного града. При заключении договора с заказчиками у кровельщиков отсутствует возможность сослаться на какой-либо нормативный документ и убедить применить более качественный материал. Гарантийные обязательства при этом нам приходится нести в полной мере, независимо от выбора заказчика».

- Введение минимального класса металлического защитного покрытия потребовало уступок производителям и реалиям рынка. Минимальный класс защитного цинкового покрытия для стального проката установлен в размере 140, рекомендованный класс – 180. Но надо помнить, что в Финляндии толщина защитного цинкового покрытия составляет не менее 275 гр/м2.

- Введение маркировки листа, которая должна содержать информацию с указанием следующих параметров: толщина металлической основы; тип и класс металлического защитного покрытия; тип полимерного покрытия; толщина полимерного покрытия, цвет, наименование изготовителя.

Допускается введение любой дополнительной информации, но главное – потребитель должен понимать, продукцию с какими характеристиками он приобретает, а кровельщики на строительной площадке иметь возможность проконтролировать качество поставленного материала.

Стандарт также содержит требования к транспортировке и хранению продукции.

Дата введения документа – 1 марта 2019 года, но стандартом можно пользоваться уже сейчас

Источник

Вверх