Переход на ресурсный метод ценообразования в строительстве тернист, но неизбежен

Переход на ресурсный метод ценообразования в строительстве тернист, но  неизбежен

Организаторами круглого стола выступили Российский союз строителей, Комитет по предпринимательству в сфере строительства ТПП РФ, Национальное объединение производителей строительных материалов, изделий и конструкций, АО «Центр методологи нормирования и стандартизации в строительстве», Союз проектировщиков России, Национальное объединение участников строительной индустрии, Российский союз сельских строителей и Московский государственный строительный университет.

В зале собрались более 100 заинтересованных слушателей, вел круглый стол вице-президент Национального объединения участников строительной индустрии Александр Герасимов.

С приветственным словом от четырех крупнейших общественных организаций строительной отрасли – Союза проектировщиков России, Союза сельских строителей, комитета по строительству ТПП РФ – выступил президент СПР Виктор Новоселов. Он подчеркнул, что тема реформы ценообразования в строительстве – одна из важнейших для российской экономики, а проектировщики – заинтересованные потребители этой новой системы.

Обновленная система ценообразования необходима для доказывания стоимости проекта при проведении экспертизы, а также для заключения о правильности сметной стоимости строительства. Кроме того, стоимость – это одна из составляющих системы информационного моделирования зданий, и если она посчитана неверно, может быть загублен весь проект. Однако в нынешнем виде реформа системы ценообразования и ее главная составляющая – ФГИС ЦС – не выдерживают никакой критики. Минстрою России и Главгосэкспертизе нужно еще работать и работать, в том числе, с привлечением профессионального сообщества, чтобы эта система стала необходимым и эффективным инструментом формирования сметной стоимости строительства.

ФГИС ЦС – может, сначала на регионах потренироваться?
Президент Национального объединения участников строительной индустрии Александр Лощенко остановился на главных проблемах при переходе к ресурсному методу ценообразования в строительстве. Он уверен, что поскольку правительство России отсрочило внедрение ресурсного метода до 2019 года, это время нужно использовать для интенсивной работы над системой и устранять все узкие места. По его мнению, необходимо обеспечить нормативную базу этой реформы, а также разработать с привлечением всех заинтересованных сторон «дорожную карту», где подробно расписать все этапы перехода с базисно-индексного на ресурсный метод ценообразования.

Сейчас же информационная система ФГИС ЦС вызывает очень много вопросов профсообщества – от сметчиков до производителей стройматериалов, и оно вправе ожидать от Главгосэкспертизы учета всех пожеланий, в том числе, и от смежных отраслей. Сама по себе система очень громоздкая, только основных наименований стройматериалов она будет содержать более 60 тысяч, при этом информация должна будет постоянно меняться, и нет никакой гарантии, что структуры, обслуживающие эту систему, будут успевать отследить изменения.

Поэтому есть предложение создать сначала региональные информационные системы ценообразования, которые достоверно учтут продукцию, производимую в регионе, а также привозные стройматериалы, а затем интегрировать все эти системы в одну федеральную. Это особенно важно для тех регионов, где производство своих стройматериалов весьма небольшое, а большинство приходится завозить, причем издалека. Как в этой ситуации можно посчитать усредненную стоимость перевозки?

Кроме того, ФГИС ЦС не предусматривает индексации зарплат работников с учетом инфляции, а это делает невозможным, исходя из расценок, привлечь на стройку квалифицированных специалистов. Какое уж тут качество строительства?

И еще один момент, который, по мнению А.Лощенко, способен серьезно повлиять на достоверность расчетов сметной стоимости здания: сейчас нигде не рассчитывается жизненный цикл здания, что гораздо важнее, нежели просто расчет стоимости проектирования и строительства. Потому что в том же многоэтажном доме с монолитным каркасом, который простоит 100 лет, навесные фасады, исходя из нормативов на теплоизоляционные материалы, нужно будет поменять 6-7 раз, лифты – 4 раза, трубы – 4-5 раз. Но такие ремонтные работы нигде не учитываются и в стоимость здания не закладываются. А это, в свою очередь, провоцирует проектировщика и строителя использовать дешевые материалы, потому что никто из них не будет отвечать за дальнейшую жизнь объекта.

Что делать, если делать по закону?
Ведущий специалист АО «ЦНС» Светлана Моргун подробно остановилась на изменениях в нормативно-правовом регулировании ценообразования и сметного нормирования при переходе на ресурсный метод определения сметной стоимости строительства. Основа функционирования системы ценообразования в строительстве – Градостроительный кодекс, Закон об инвестиционной деятельности, а также постановления правительства Российской Федерации и нормативные акты Минстроя России. При введении ресурсного метода необходимо взаимодействие нескольких министерств и ведомств, что и было прописано в постановлениях правительства в 2016 году: к формированию ФГИС ЦС и мониторингу цен строительных ресурсов подключались Минсвязи России, ФСБ и еще ряд ведомств. Введение ФГИС ЦС заставляет бизнес показать стоимость своих услуг, но далеко не всегда его представители готовы это делать. В целом же для расчета стоимости, например, грузоперевозок в системе присутствуют десятки показателей, и поэтому нет понимания, как оформить расчет этой стоимости.

Кроме того, задачи, которые ставятся перед строительной отраслью, постоянно меняются и усложняются. Президент Путин в своем указе от 07 мая 2018 года № 204 дал установку строить 120 млн кв. м жилья в год и улучшать ежегодно жилищные условия для 5 млн семей. Без модернизации строительной отрасли сделать это невозможно, а сама эта модернизация должна быть направлена на развитие индустриального домостроения. Все эти новации также должны найти отражение в системе ценообразования в строительстве, поскольку указ президента предполагает большое количество новых технологий работ и, соответственно, новых сметных нормативов.

Также необходимо как можно быстрее установить порядок вывода устаревших технологий и материалов из системы ценообразования и ввод в нее инновационных решений. Нужны нормативы на содержание и ликвидацию зданий и сооружений. При этом в России практически нет профессиональных нормировщиков – осталось 3-4 организации, которые могут реально создать необходимые сметные нормативы, поскольку эта профессия была уничтожена как класс. А в целом для успешного формирования и развития реформы ценообразования должна быть система мотивации и ответственности и для бизнеса, и для органов власти.

Много вопросов и реплик вызвало выступление руководителя рабочей группы при Минстрое России по определению сметной стоимости материальных ресурсов, генерального директора аудиторской компании Ольги Гаращенко. Темой своего выступления она взяла один из узких моментов ФГИС ЦС – учет цены материалов от производителя.
При Минстрой России созданы рабочие группы по различным направлениям, мнение профессионального сообщества услышали. Идут горячие дискуссии по поводу учета во ФГИС вознаграждения дилеров, прорабатываются различные варианты. Далеко не всегда завод, скажем, по производству сухих смесей, готов самостоятельно торговать своей продукцией, поэтому нужно подумать, как же внести во ФГИС ЦС цену от производителя, но с учетом услуг дилеров и торговых домов?

Государство хочет реформу, и оно ее получит
От имени Минстроя и государства на все вопросы отвечал начальник управления экспертизы сметных нормативов Главгосэкспертизы России Андрей Савенков, который напомнил, что есть поручения президента и правительства России о переходе на ресурсный метод ценообразования, и их нужно исполнять. Более того, в 2016 году вице-премьер Дмитрий Козак подписал «дорожную карту», в которой было подробно прописано, как должна идти реформа ценообразования, в том числе, указаны все нормативные акты, которые должны быть разработаны и утверждены.
Сейчас большинство законов и подзаконных актов уже действуют, с регионами, госкомпаниями и заинтересованными министерствами были подписаны «дорожные карты» по объединению усилий в создании сметных нормативов и ФГИС ЦС. Конечно, здесь необходима дискуссия, и она идет на площадке Главгосэкспертизы с рабочими группами, в которых участвуют представители профсообщества.

Постепенно формируется нормативная база ценообразования в строительстве, введены основные понятия – сметные нормы, сметные нормативы, которые обязательны для бюджетных строек и строек компаний с госучастием. Кроме того, были актуализированы государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) – в целом более 40 тысяч нормативов, причем добавлено много новых. Созданы классификаторы строительных ресурсов, утвержден план разработки 1200 сметных нормативов (часть будет разрабатываться за счет правительства Москвы, часть – за счет Главгосэкспертизы). Разработка новых сметных норм идет постоянно, очень многие из них разрабатываются на основе инициативы компаний и органов власти регионов.

Что касается непосредственно ФГИС ЦС, к которой существует много нареканий, то эта информационная система – живой организм, который будет развиваться и модернизироваться, в ней будут появляться новые документы и нормативы, и они будут доступны всем. Именно поэтому, по мнению А.Савенкова, ГИС не должны быть региональными, система изначально должна быть глобальной. А для того, чтобы региональные власти могли контролировать своих производителей, вводятся личные кабинеты для регионов, которые становятся участниками мониторинга и отвечают за формирование системы в рамках своего региона.

Кроме того, в ближайшее время будет создан реестр недобросовестных производителей стройматериалов, которые впоследствии будут исключаться из системы госзакупок.

О многострадальном классификаторе замолвили слово…
Директор НИИ стратегического планирования МГСУ Дмитрий Семернин рассказал о формировании и ведении классификатора строительных ресурсов. По его словам, ресурсный метод повысит достоверность определения цены.
Классификатор строительных ресурсов – основа ФГИС ЦС, и по сути это каталог наименований ресурсов, который формируется приказами Минстроя России и служит исключительно целям ценообразования в строительстве.

Классификатор разделяется на материалы, техническое оборудование и машины и механизмы. Классификатор связан с ГЭСНами, потому что в них указаны материалы, и аналогичные материалы в группе, которые не влияют на изменение технологии, могут быть использованы в одной ГЭСН – такова связь классификатора и сметных нормативов. Для использования материально-технического ресурса в смете, он должен появиться в двух местах – сначала в классификаторе, а потом в ГЭСН. Если этой связи нет, материал бессмысленно вставлять в классификатор.

Без классификатора ресурсов не может быть мониторинга, потому что классификация не должна противоречить здравому смыслу и логике и должна быть удобна для пользователя.

Последняя версия классификатора, созданная после многочисленных замечаний к первому варианту, содержит 108 тысяч позиций, из них 89 тысяч – это строительные материалы. Материалы классифицируются по составу и по назначению, например, тяжелые бетоны для гидротехнического строительства. С оборудованием тоже все непросто, потому что много зарубежного оборудования, и на него мало нормативно-технической документации. Что касается машин и механизмов – старая методика определения машино/часа в новой системе бессмысленна, потому что нужно внести больше 30 показателей в расчет, а вся стройка пользуется арендованной техникой.

«Мы разрабатываем классификатор, стараясь описать жизнь, а не создавать сначала систему, а потом в нее подгонять рынок», - так определил суть своей работы Дмитрий Семернин.

В ходе круглого стола также прозвучало выступление председателя комитета по техническому регулированию ТПП РФ Сергея Пугачева, в котором он напомнил, что в России до сих пор нет технического регламента о безопасности строительных материалов, изделий и конструкций, поэтому множатся предложения о включении некоторых наименований стройматериалов в постановление правительства России об обязательной сертификации и декларировании соответствия. Сначала это был цемент, а теперь радиаторы, сухие смеси, теплоизоляция – все включается, а еще выстроилась целая очередь из тех, кто хочет туда попасть. Но это неправильный путь, и об этом в своем письме президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин написал премьер-министру Дмитрию Медведеву. Там же он указал, что необходимо вернуться к разработке и принятию технического регламента о безопасности строительных материалов, для того, чтобы защитить российских производителей. А сейчас на рынке от 30 до 50% контрафактной продукции.

Также С.Пугачев говорил о необходимости учета в классификаторе строительных ресурсов требований международных стандартов и договоров, о развитии института управления стоимостью жизненного цикла объекта, необходимости уточнения термина "устаревшие технологии" в приказе Минстроя № 710/пр и массовом использовании типовых технологических карт.

Елена Шинкоренко

Источник

Вверх