Разговоры о вере: что такое семья с точки зрения христианства?

03.08.2018 10:12

Десять лет назад, в июле 2008 года, в России впервые отметили новый праздник – День семьи, любви и верности, приуроченный к Дню памяти святых Петра и Февронии Муромских, которые в православной традиции считаются покровителями брака. О том, что такое любовь, верность и семья с точки зрения православия, газете «Центр» рассказал священник Георгий Харин, настоятель Свято-Никольского храма.

– Этот праздник был установлен очень своевременно, – считает отец Георгий. – Дело в том, что мы живем сегодня в глобальном мире, а глобализация, по моему глубокому убеждению, стирает индивидуальность человека. С одной стороны, ты вроде бы волен быть тем, кто ты есть, но с другой – ты зачастую и не знаешь, кто ты.

Каждый из нас идентифицирует себя через определенные кластеры: языковой, половой, национальный, профессиональный, социальный.

– Спросите меня, кто я, и я отвечу: я русский, я православный, я мужчина, я муж, я отец, я профессор и так далее, – объясняет священник. – Но в современном мире эти кластеры постепенно стираются. Даже кластер, который определяет твою принадлежность к мужскому или женскому полу, и тот сегодня размыт, так как глобальный мир, мир европейских «ценностей» предлагает нам огромное количество самых разных категорий пола, от транссексуала до андрогина.

Позитивное влияние Дня семьи, любви и верности проявляется в том, что он возвращает нам утерянную самоидентичность.

В русском языке слово «любить» имеет множество оттенков. Мы говорим «Я люблю пельмени» и так же говорим «Я люблю жену». Другое дело – греческий, язык Священного Писания. В нем есть понятие «филия», то есть приверженность к чему-то, и о пельменях грек скажет именно так. Есть «эрос» – чувственная страсть. А есть «агапэ» – любовь мягкая, жертвенная, снисходящая к ближнему. Именно это слово используется в важнейшем постулате христианства «Бог есть любовь».

– Эту фразу также можно перевести как «Бог есть жертва», – говорит отец Георгий. – Вообще понятие жертвы, жертвенности – одно из ключевых в христианстве, и именно это на фундаментальном уровне отличает его от других религий. В христианстве Бог – не карающий судья и не очеловеченное явление природы, которое нужно задобрить дарами, а Тот, кто идет на величайшую жертву ради человечества.

Так же и в семье: каждый из ее членов чем-то жертвует ради других: своим временем, силами, иногда и здоровьем. И без настоящей любви, которая по своей сути есть то же самое что и любовь к Богу, эта жертвенность невозможна. Мало кто отдаст свою жизнь за человека, который нам безразличен, однако практически любая мать понимает, что с легкостью пожертвовала бы всем ради своего ребенка.

– То же самое происходит и между супругами, – объясняет отец Георгий. – Апостол Павел определяет залог семейного счастья так: «Тяготы друг друга носите, и тако исполните закон Христов». Все. Семья – это взаимопомощь. Нельзя оставлять своего мужа или жену один на один с проблемой, даже если у вас своих проблем хватает. Это и есть жертвенность, а значит, любовь.

Если же человек ничем не жертвует ради своей семьи – супруга или супруги, детей, родителей, – это не любовь, а эгоизм. И если один все время чем-то жертвует, а второй только берет, такую семью не назовешь счастливой. Рано или поздно этот перекос приведет к тому, что семья просто распадется.

– Еще один яркий пример такого перекоса – рождение ребенка. Я часто об этом говорю во время обряда крещения: не позволяйте младенцу стать главой семьи! Часто вокруг ребенка, даже и подросшего, все буквально ходят на цыпочках, стараются ему угодить, покупают ему все, что он захочет, тратят на него все свое время и силы, а сам он в ответ не жертвует ничем. Такие дети вырастают в безалаберных, эгоистичных взрослых, которым чуждо сострадание и не писаны никакие законы, – подчеркивает священник.

Что делать, если в семье появился этот дисбаланс? Невоцерковленные супруги либо пытаются самостоятельно разобраться в этой проблеме, а в случае неудачи расстаются, либо идут к психологу. У верующих же есть еще один вариант, пожалуй, даже более предпочтительный – беседа с духовником, то есть с тем священником, которому они привыкли исповедоваться.

– Духовник действительно может помочь вернуть в семью взаимопонимание и дать толковый совет, – считает отец Георгий. – Ведь священник, как правило, хорошо знает обоих супругов, исповедует их и при этом смотрит на них со стороны. Поэтому не нужно стесняться просить совета у своего духовника и беседовать с ним – вместе или по отдельности.

Что делать, если один из супругов верующий, а второй – нет?

– Это часто бывает камнем преткновения в паре, и важно, чтобы это не разрушило семью, – говорит отец Георгий. – Я бы посоветовал прислушаться к словам апостола Павла. Когда этот же вопрос ему задавали первые христиане, находящиеся в браке с язычниками, он отвечал, что верующая жена освящает своей жизнью неверующего мужа, а верующий муж – неверующую жену. Главное, не устраивать ссоры из-за того, что ваш супруг или супруга не молится, не соблюдает пост. Лучше сами поститесь и молитесь, и тогда ваш избранник, глядя на вас, и сам станет лучше.

Задать свой вопрос Георгию Харину вы можете здесь, в комментариях, по телефону в редакции (3412)94-50-05 или по электронной почте ellende@mail.ru

Мощи святых

Помолиться о разрешении семейных нужд перед мощами святых Петра и Февронии Муромских можно в строящемся храме святого Георгия Победоносца на «Биатлоне». Для этого нужно обратиться в паломническую службу прихода по телефону 8-919-919-13-17 (Светлана Перминова).

Возле Биатлонного комплекса имени генерала Демидова в Ижевске строится храм Святого Георгия Победоносца. Возведены стены, закончена внешняя отделка, в храме проходят службы, однако нужно завершить внутреннюю отделку, украсить храм иконами и росписью. Всех неравнодушных просим откликнуться и внести свой, пусть даже небольшой, вклад в строительство храма Георгия Победоносца. Пожертвования принимаются на карту Сбербанка с номером 4276 8680 1311 5281. Держатель карты: Егор Сергеевич Харин. Ознакомиться с ходом стройки можно по адресу: ул. Славянское шоссе, 0/13.

Георгий Харин, священник:

«Мы от всего сердца благодарим всех, кто жертвует на строительство храма Георгия Победоносца деньги, будь это 10 рублей или пять тысяч. Каждый рубль нам важен, и имя каждого жертвователя я включаю в текст ежедневной службы. Поэтому прошу: не стесняйтесь, пишите при переводе денег христианские имена тех, за кого нужно помолиться, за здравие или за упокой. Именно благодаря вашим пожертвованиям стройка движется: закончена лепнина, укреплены детали внутренней отделки, покраска и шпаклевка стен, почти готов приходской дом. Сейчас же мы ищем средства – 900 тысяч рублей – на то, чтобы купить гранит для цоколя храма».

Материал подготовлен в сотрудничестве с Автономной некоммерческой организацией по поддержке, организации и реализации социально-значимых проектов «Источник».

Источник

Вверх