Серпом по зуду

Серпом по зуду

О чем, собственно, идет речь? Да о том, что в последние годы именно в летние месяцы законотворческий и нормативно-правовой зуд подбрасывает строителям такие инициативы и решения, от которых потом многие годы приходится отплевываться и отмахиваться — при условии, что они эту отрасль не загонят в бурое болото.

В июне 2015 года президент Владимир Путин, набравшись разнообразных впечатлений от заседания Госсовета, выдал пакет поручений, из которых выросли до сих пор сотрясающие отрасль реформы: переход на ресурсный метод ценообразования, перекройка системы саморегулирования, уход от долевого строительства жилья. Прошло три года — и горячее лето-2018 радует нас новыми волнами всяческих инициатив и документов — от внезапного поручения президента Путина по развитию BIM-технологий до остановленных в последний момент перед утверждением откровенно слабых методик в области реформы ценообразования, подготовленных по заказу Минстроя России.

И если в первом случае за президента России можно только порадоваться — как-никак, идет в ногу с мировым строительным сообществом, обязывая за год внедрить BIM по всей стране, то за строителей, которых чуть было не поставили под угрозу банкротства опять же в масштабах всей страны, до сих пор страшно — а вдруг как ставшие достоянием общественности методики по-тихому будут утверждены, а отрасли потом все это расхлебывать?

И ведь что интересно: в обоих случаях мы видим скверную работу исполнителей при практически полном отсутствии профсообщества, потому что по BIM-технологиям уже два года существует «дорожная карта», написанная Минстроем России без учета мнения профессионалов и с точки зрения реального внедрения BIM мало на что годная. А методики расчета стоимости строительных ресурсов для ФГИС ЦС и, в частности, по оплате труда строителей и по нормативам накладных расходов по заказу Главгосэкспертизы (чиновники) разрабатывает МГСУ (теоретики) с привлечением субподрядчиков (инкогнито) — и в этом процессе профсобщества тоже не особо видно. И именно поэтому, если вдруг профессионалы лицом к лицу сталкиваются с разработчиками, от документов не остается камня на камне, как это было на совещании рабочей группы по реформе ценообразования. Строители категорически отвергли откровенно слабые методики, за которые Главгосэкспертиза должна была заплатить разработчикам более 100 млн рублей, но по последним данным, не заплатила ни рубля, ссылаясь на недостатки. И это в одном шаге от формального утверждения согласованных всеми ведомствами документов.

Что же касается реформы СРО, которая стартовала опять же летом 2017 года, то на фоне легализации пропажи 40 млрд рублей компенсационных фондов особенно интересно смотрится переход в мелкие региональные СРО строительных компаний нефтяной, газовой и атомной отраслей. Очень хотелось бы узнать, сколько проверок эти региональные СРО провели на объектах атом-нефте-газостроя и как именно они смогли на эти объекты войти? Что-то подсказывает, что ни один инспектор СРО на сотнях этих объектов так и не появился — к вопросу о прямых обязанностях СРО.

Ну, а вишенкой на торте, конечно, можно считать откровение главы Минэкономразвития Максима Орешкина о том, что банкам не хватит денег, чтобы кредитовать застройщиков при переходе на проектное финансирование строительства жилья. И это после того, как в начале лета их явочным порядком, через колено и под место чуть пониже спины загнали в это самое финансирование и лишили 5 трлн рублей.

… В России есть хорошие курорты — Краснодарский край с морем, Астрахань с рыбалкой, Алтай с охотой — может быть, 1 июня вывозить туда на лето, как раньше в лагеря, всех министров, депутатов и сенаторов? Пусть лучше расчесывают комариные укусы, а не законотворческий зуд — и проходит побыстрее, и вреда явно меньше. А к осени, глядишь, и успокоятся.

Лариса Поршнева

Этот материал опубликован в сентябрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

Источник

Вверх