Сметчики не всегда владеют последней информацией, потому что она слишком быстро обновляется
Ценообразование и сметное нормирование - это важнейшие вопросы строительной отрасли, а потому реформа ценообразования стала ключевой реформой, затронувшей не только профессионалов-сметчиков, но и изыскателей, проектировщиков, инвесторов, заказчиков, чиновников и всех конечных потребителей строительных работ и услуг.
С 2016 года внесен ряд изменений в Градостроительный кодекс РФ и другие федеральные законы, регулирующие строительство, и вопросы ценообразования впервые вынесены на уровень Правительства РФ.
Появились понятия «сметная норма», «сметный норматив», «укрупненные нормативы». Мы снова возвращаемся к ресурсному методу, который действовал до 1969 года, затем сменился базисно-индексным. Большинство сметчиков пока продолжают считать базисно-индексным методом, и для этого есть несколько вполне объективных причин.
Во-первых, экспертиза неохотно принимает сметы, посчитанные ресурсным методом, так как он сложно проверяем. Во-вторых, мы пока находимся в переходном периоде. С одной стороны, есть действующие ФЕРы, ТЕРы, ГЭСНы, индексы. ТЕРы отменены только в ряде субъектов, например, на Камчатке, в Хабаровске, а в остальных регионах действуют. А с другой стороны, в Градостроительном кодексе РФ есть только цены на элементные нормы, на строительные ресурсы, но нет ни индексов, ни единичных расценок.
На сегодняшний день на основании Градостроительного кодекса реально действуют сметные нормативы. И здесь нет никакого противоречия. Всё, что мы сегодня читаем в Градкодексе – это переход на ресурсный метод, подготовка почвы.
В дальнейшем, когда будут отменены ФЕРы и ТЕРы, можно будет пользоваться только сборниками элементных сметных норм (ГЭСН). Согласно ч. 5 ст. 8.3 ГрК РФ «Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности» сметные цены на строительные ресурсы являются частью Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС). Сборники сметных норм утверждены Минстроем России и внесены в федеральный реестр сметных нормативов. Стоит обратить внимание на то, что сборники вышли в 2017 году и уже претерпели изменения. Было опубликовано 4 редакции дополнений и изменений. Потому и сметчики не всегда владеют последней информацией, так как она очень быстро обновляется.
В состав ГЭСНов лёг новый классификатор строительных ресурсов, в нём порядка 103 тысяч ресурсов. Основной момент состоит в том, что изменилась кодификация ресурсов. В перспективе планируется создать отдельный классификатор с данными по перевозчикам, импортёрам, производителям строительных материалов.
Пока ФГИС ЦС находится в стадии заполнения, полноценно пользоваться её данными мы начнём с 2019 года. И это большой плюс. Есть время для заполнения системы и её тестирования на пилотных регионах. Только опытным путём можно будет понять, что необходимо будет изменить во ФГИС ЦС, и нужно ли это вообще.
Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве должна заполниться не только ценами на строительные материалы и оборудование, но и ценами на эксплуатацию машин (морской транспорт, речной, авиа, авто), на класс груза, на заработную плату. Иными словами, пока во ФГИС ЦС не будут внесены все цены на всё необходимое, мы не сможем пользоваться системой полноценно.
На сегодняшний день разработан 21 сборник нормативов цены строительства (НЦС), в основу которых положены 5,5 тысяч ресурсно-технологических моделей.
При определении предполагаемой (предельной) стоимости строительства необходимо пользоваться не только комплектом сборников НЦС, но и методическими рекомендациями по их применению. Методики, разработанные в 2011 году, действуют, но будут переработаны в ближайшее время. Все сборники НЦС разработаны для базового региона –Московская область, а к субъектам применимы переходные индексы.
Сметы на строительство объектов, финансируемых из местных бюджетов, как правило, проходят республиканскую экспертизу. Все документы, которые предоставляются на экспертизу, включая комплект проектной документации, подписывает заказчик.
Сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств федерального бюджета полностью или более чем на 50%, подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Это зафиксировано в Федеральном законе № 369–ФЗ.
Постановлением Правительства от 18 мая 2009 года № 427 определен порядок и предмет проверки сметной стоимости. Здесь нужно обратить внимание на то, что предметом проверки сметной стоимости является изучение и оценка расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия утвержденным сметным нормативам, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией, а также в целях установления непревышения сметной стоимости укрупненного норматива цены строительства.
В связи с реформой ценообразования даже у опытных сметчиков появляются вопросы, которые требуют профессиональных разъяснений. Мы охотно даём консультации по телефону и электронной почте, проводим семинары, а также разработали свой учебный курс по вопросам ценообразования в строительстве.
На семинарах слушатели приобретают практические навыки определения стоимости проектно-изыскательских работ и услуг авторского надзора, проведения взаиморасчётов по ресурсному методу, разработки и применения НЦС, составления калькуляции накладных и транспортных расходов, проверки достоверности сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта. Мы подробно разбираем требования к документам со стороны экспертизы и разъясняем специалистам, которые проводят проверку, их типичные ошибки, анализируем нюансы, связанные с финансовыми проверками работ по капитальному ремонту со стороны Счётной платы и Финнадзора.
Курс «Ценообразование в строительстве» организован в виде составных «кирпичиков», по принципу конструктора «Лего». Каждый модуль посвящен отдельной теме, продолжительность занятия составляет 4академических часа. Можно пройти полный курс, можно выбрать отдельные его части в различных вариациях. Полученные на семинаре знания подкрепляются практикой.
Мария Лазарева,
заместитель генерального директора –
начальник Управления технического регулирования
в строительстве АО «ЦНС»
АО «ЦЕНТР МЕТОДОЛОГИИ НОРМИРОВАНИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ»
http://aocns.com/
125057 Москва, Леннградский пр-т, д. 63, 8 этаж
+7 (499) 157-05-61 (доб. 123)
E-mail: info@aocns.com
Этот материал опубликован в сентябрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.