Улица Азина в Ижевске: пять интересных фактов

21.06.2018 12:40

В июне 1920 года в Ижевске появилась улица Азина. Несмотря на то что улица является «промышленной», с ней связан ряд удивительных фактов! IZHLIFE выяснил, кто такой Владимир Азин и почему бывшую Казанскую дорогу назвали именно в его честь.

До 1920 года южный выезд из города, который сейчас называется улицей Азина, именовался Казанской дорогой: именно здесь начинался тракт, связывающий Ижевск и Казань. Однако во время Гражданской войны, с августа по ноябрь 1918 года, Ижевск находился под властью повстанцев, выступавших против большевиков. Героем, подавившим Ижевско-Воткинское восстание и захватившим город, стал Владимир Азин – командир красной дивизии.

Основные силы Азина наступали с юга, по Казанской дороге: они взяли Ижевск в полукольцо, и участники восстания, понимая бесполезность сопротивления, отступили в сторону Воткинска. Через два года Казанскую дорогу назвали именем красного командира. Кстати, жители улицы периодически находили у себя во дворах снаряды – вполне возможно те самые, которыми Азинская дивизия 100 лет назад палила по городским окраинам.

Район улицы Азина в Ижевске принято называть «Татарбазаром». Исторически так сложилось, что татары селились в этой части города с начала XIX века – тогда они целыми семьями перебирались в Ижевск из Агрыза и окрестных деревень для того, чтобы заработать на оружейном производстве. До революции один из районов Зареки даже назывался Татарской слободой.

«Южный рынок» – остановка общественного транспорта на перекрестке улиц Азина и Областной. Сейчас здесь работает несколько магазинов, да иногда бабушки из соседних домов продают с рук излишки урожая. Однако в советское время здесь располагался огромный Ждановский рынок, позже переименованный в Южный. Жители «Татарбазара» вспоминают: на этот рынок постоянно ездил народ из окрестных деревень. Крестьяне везли на продажу дрова, сено, овощи, мясо, мед. Летом ехали по улице Азина на телегах, зимой – на санях.

Сегодня, чтобы добраться из «Татарбазара» до Центра, придется постоять в пробке. Оказывается, так было и в 60-х! В те годы улица Азина была немощеной, а потому здесь почти всегда была грязь. Автобус №9 шел из Центра только до Южного рынка, дальше нужно было передвигаться пешком – по деревянным мосткам вдоль дороги.

Но главной транспортной проблемой улицы Азина в те годы был железнодорожный переезд – из-за него постоянно возникали самые настоящие пробки. Дойти до центра города пешком можно было быстрее, чем доехать на автобусе. Во-первых, транспорт ходил редко, а во-вторых, на двух переездах можно было простоять не меньше получаса – поезда в те годы в отличие от автобусов ходили часто. Существует вполне реальный архивный документ – приказ начала 1960-х, который постановил выдать председателю исполкома Ленинского района личный транспорт – лошадь и тарантас – «ввиду удаленности района от центра города».

Здание администрации Ленинского района также находится на улице Азина, однако изначально его собирались строить в городке Строителей. Здесь же, на перекрестке улиц Азина и Областной, был «район 25 бараков», где жили металлурги со своими семьями. На том, чтобы администрацию строили именно тут, настоял секретарь райкома партии Яков Черняков. После этого начался снос бараков и строительство новых жилых домов, да и весь район Южного рынка стал намного оживленнее.

Почему переулок – Будочный?..

В северной части улицы Азина ее пересекает переулок Будочный. Историю его названия рассказывает советский краевед Олег Севрюков. 10 сентября 1812 года вышел приказ поставить полосатые будки-заставы «с пристойным числом десятников» при въездах в Ижевск по Казанской, Сарапульской, Вятской, Медведевской и Курековской дорогам. Отсюда и название переулка.

…а улица – Угольная?

Когда-то параллельно улице Азина проходила улица Угóльная, название которой никак не было связано с углем. Просто выходила она к юго-восточному и северо-восточному углам заводской территории. А за ней шла улица Пробная, называвшаяся так из-за того, что начиналась она от склада винтовок, которые перед отправкой в арсенал подлежали предварительной «пробе», то есть пристрелке.

Источник

Вверх