«Хочу своим детям счастливую жизнь»: ижевчанка о том, почему забрала сына из школы и перевела на семейное образование
Звонок на перемену, одноклассники, любимая физкультура или урок музыки, строгие, но справедливые учителя – можно ли обойтись без этого атрибута детства? Ижевская семья Кривощековых уверена – да. Поэтому перевела двух своих совершенно здоровых детей на семейное образование, взяв ответственность за их обучение на себя.
Семейное образование – форма получения образования в России, которая предусматривает изучение общеобразовательных программ вне школы, например, дома. Она дает право учащимся проходить промежуточные аттестации в школе, а также обязательно сдавать ОГЭ в 9 классе и ЕГЭ в 11. Для получения допуска к ним учащиеся должны сдать предварительно промежуточную аттестацию.
Семейное образование, раньше малораспространенное в Ижевске, с каждым годом набирает популярность. Только за год количество желающих учить своего ребенка вне школы выросло на 40 человек.
Однако происходит и наоборот, когда дети, получавшие знания на семейном образовании, возвращаются обратно в школы. Это те, кто вовремя не ликвидировал академическую задолженности, или те, кто по семейным обстоятельствам уезжали из страны, а вернувшись, продолжали учиться в школе.
– За последние три года идет увеличение детей, получающих семейное образование, – объяснили в Управлении образования администрации Ижевска. – В 2015-2016 учебных годах – 91 ребенок, в 2016-2017 учебных годах – 119, а в 2017-2018 учебных года – уже 159.
– У меня двое детей, и они оба на семейном образовании, – объясняет Наталья. – Дочке осенью будет 7 лет, а сыну уже 11. Сейчас я знаю десятки семей, чьи дети учатся дома. Но когда нам это пришло в голову, не знала никого.
Со старшим сыном Арсением все было стандартно: сначала детский сад, затем 1 сентября и школа. Отучившись первый и второй классы, ребенок сам решился на серьезный разговор и спросил у родителей, можно ли учиться по-другому, не в школе. В заданиях, которые ему давали учителя, он не видел смысла, а учеба стала скучна и неинтересна.
Семья Кривощековых не скрывает, в школе на решение перевести сына на семейное образование отреагировали очень плохо. Педагоги восприняли это как личную обиду. Однако Наталья убеждена, ее ребенок не должен находиться в школе с 8 утра до 16 часов дня, откладывая на второй план массу других увлечений. Сидя часами за партой, он не развивается.
– У нас был один из лучших лицеев города, великолепный педагог, и я всем рекомендую учиться у нее. Но дело не в педагоге или школе, а в образовательной системе, которая сейчас функционирует, – продолжает Наталья.
Распорядок дня у 11-летнего Арсения – на зависть многим ровесникам. Его день может начаться не с учебников по математике или русскому языку, а с занятий в бассейне или айкидо – в зависимости то того, что указано в личном расписании.
– В начале года мы получаем от школы учебный план. Затем на консультации договариваемся с педагогами, в какой форме, какой предмет необходимо сдавать, – объясняет Наталья. – Мы делим все на блоки: часть сдадим в начале года, часть – в конце, а что-то можем сдать уже сегодня. Думаем, каким предметам нужно уделить больше внимания, дополнительно привлечь специалистов, а какие пройдем самостоятельно.
Свое расписание Арсений составляет на весь год, но оно поддается корректировке. Помимо обычных школьных предметов сюда входят арт-фехтование, театр, айкидо, бассейн, шахматы, робототехника, курсы по коммуникативным технологиям и «Теория и решение изобретательских задач».
Все школьные предметы Арсений проходит либо дома самостоятельно, либо приходит на групповые занятия в интеллектуальном клубе, которым руководит его мама Наталья. В клубе он занимается с разными ребятами, среди них есть обычные школьники, мечтающие подтянуть предмет, семейники, заочники. Одним словом, все желающие.
– В этом году у одноклассников сына добавляется история, а мы уже изучали ее. Я считаю, что невозможно изучать литературу Древней Руси, если ты не знаешь историю Древней Руси. Это какой-то парадокс, – удивляется Наталья. – Но мы не стараемся опережать школьную программу. Здесь мы говорим о метапредметном подходе.
Свободное время, которое можно потратить на прогулки с друзьями, – еще один пункт, строго прописанный в расписании Арсения. Но на счет прогулок и гаджетов всегда существует договор. Например, телефон нужен не ребенку, а родителю, – считает Наталья. – Это родители волнуются, контролируют. А если нет такого контроля, ребенок вынужден сам решать свои задачи, приходить, как договорились. И это правильно. Кстати, телевизора дома тоже нет. Он нашей семье не нужен.
У Арсения много друзей разных возрастов. Лучший друг тоже на семейном образовании, с другими ребятами объединяют общие интересы.
– Он дружит и с мальчиками, и с девочками. Это и есть та социализация, которая должна быть в нормальном обществе, когда умеешь общаться с разными людьми, разного возраста и разных интересов, – говорит Наталья. – Я считаю, что он приобретает так много всего, что никогда бы не получил, учась в школе.
Кстати, младшая сестра Арсения – 7-летняя Анита – на семейном образовании с самых пеленок. Девочка не ходила в детский сад, и отдавать ее в школу родители также не планируют.
– Я хочу, чтобы у моих детей было счастливое детство. Жизнь состоит из каждого дня. Нельзя отложить счастье на завтра, поэтому не хочу, чтобы они сидели за партой большую часть своего времени, – объяснила Наталья.
– И вот к 7 годам ребенок и поет, и танцует, и рисует, и плавает. Да еще занимается ментальной арифметикой и знает 2 иностранных языка. Подходит время записать такого вундеркинда в школу. Папа с мамой понимают, что в расписание занятий ребенка школа не вписывается, некогда ему туда ходить! И тут на помощь приходит закон, который позволяет перевести ребенка на семейную форму образования.
Казалось бы, при этом в жизни ребенка почти ничего не меняется, сохраняются все кружки и секции. Он продолжает радовать своими талантами и достижениями.
Но родителям нужно помнить не только о своем праве выбора формы образования, но и об обязанностях. Выбирая семейную форму, ребенок должен получать знания, навыки, развивать свои способности. Научиться применять знания в повседневной жизни и формировать мотивацию получать образование в течение всей жизни. Выполнить эти обязательства можно, только если кто-то из близких родственников имеет педагогическое образование. И лучше в начальных классах. В подростковом возрасте дети начинают ценить общение и взаимосвязи в группе, поэтому возвращаются в школу.
На наш взгляд, семейная форма образования больше подходит ребенку-индивидуалисту, который привык быть всегда в центре внимания и одобрения. В современных начальных классах до 30 учеников, и внимание делится на всех. Также семейная форма получения образования подойдет детишкам с ослабленным здоровьем. Им нужен щадящий режим деятельности и медленный темп обучения. Чаще всего такие дети не посещали детский сад и в 1 классе они резко выделяются из группы детей. Им труднее адаптироваться и привыкнуть к ритму и шуму большой школьной семьи.
Если ребенок после семейной формы образования приходит в школу, то там его встречает сформировавшийся коллектив сверстников, в котором ему придется подчиниться установленным правилам и законам, без права голоса. В таком случае лучше будет найти школу, в которой формируется новый класс, чаще это бывает в 5 классе. Тогда у детей равные условия, но разный опыт обучения в коллективе.
Люцина Лукьянова, врач-психотерапевт:
– Мое мнение, что образованием детей должны заниматься специалисты. Нанимая репетиторов домой или обучая детей самостоятельно, родители рискуют социальной адаптацией ребенка. Особенно я бы не рекомендовала домашнее обучение детям девиантного поведения – их часто пытаются отправить в изолированную среду, чтобы они никому не мешали и сами не отвлекались во время обучения. Мой опыт работы говорит о том, что это ошибка – думать, что дети, оставаясь дома в спокойной обстановке с родителями или репетиторами, станут усидчивыми и усвоят больше знаний. Мой опыт работы с детьми показывает, что по сравнению с детьми из школ их уровень падает. Опасность домашнего обучения в том, что дети могут стать «маугли», и их не примет общество. Если вы живете в деревне или коттеджном поселке, лучше всего организовывать обучение в группах.
– Если ребенок «сова», занятия можно проводить во второй половине дня, а потом отсыпаться до обеда. Социализация при этом, на мой взгляд, особо не пострадает, поскольку еще остаются различные секции и кружки, хобби, прогулки и многое другое. Кроме того, если что-то с семейным образованием не сложилось, вернуться в школу можно в любой момент.
Однако трудности могут возникнуть с соблюдением графика: все-таки дисциплина в школе строже, а с мамой (как считает ребенок) всегда можно договориться. Также могут возникнуть определенные психологические сложности при переходе к такой системе: мало кто может без страха и сомнения отказаться от школы и самостоятельно заниматься обучением.
Кроме того, не все школы охотно идут на компромисс и «отдают» детей на семейное образование, часто между родителями и руководством школы на этой почве возникают конфликты. Да и сами родители должны трезво оценивать свои силы и возможности, поскольку одному из них придется достаточно много времени уделять образованию ребенка, а для этого нужен как минимум свободный график работы.